Дни свадьбы в дореволюционной России старались приурочить к специальным православным праздникам, установленным церковью. Находящиеся под покровительством церкви дни свадьбы считались удачными для начала будущей семейной жизни.
Если свадьбу играли осенью, то дни свадьбы должны были совпасть с осенними свадебными неделями, которые длились с Семёнова дня (14 сентября по новому стилю, или 1сентября по старому стилю) до Гурия (28 ноября) - последнего дня перед Рождественским постом.
Установленные церковью дни свадьбы были связаны с логикой сельской жизни. День Покрова Пресвятой богородицы считался днем полного завершения сельскохозяйственных работ: все дела сделаны - теперь можно и за свадебку. Покров - время свадеб, когда невесты, как снег, на Покров надевали свадебный наряд – белоснежный покров. А Красная горка – время радоваться весеннему пробуждению жизни после долгого воздержания Великого поста, да и все полевые работы еще впереди.
В народе говорили: «Если в день свадьбы на Покров выпал снег – счастье молодым».
Кроме того, по народным поверьям, снег на Покров предвещает долгожданные дни свадьбы для многих незамужних девушек: «Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает». В старые времена незамужняя девушка верила, что Покров может посодействовать скорейшему браку, поэтому в этот день рано поутру бежала в церковь, чтобы первой поставить свечку и просила батюшку Покрова: «Покрой землю снежком, а меня женишком».
На Руси дни свадьбы и время подготовки к ней представляли собой многоэтапный ритуал, который состоял из сватовства, осмотра дома жениха, смотрин невесты, сговора, богомолья (обручения) и запоя. Потом устраивался молодечник или девичник.Далее было само венчание.
Если невесту успевали сосватать до 14 октября, то дни свадьбы длились весь Покров и следующие два дня.
Банька для невесты была лучшим способом принять меры против злых чар и сглаза. Перед Покровом, например, топила бабка баньку для невесты, чтобы «смыть с девицы девьи гульбы», да поленья старалась не околачивать, кочергой не бить, а «колыбелить», чтобы муж жену не бил после свадьбы. Дни свадьбы выбирались таким образом, чтобы избежать "несчастных дней" и периодов, не благоприятных для брака.
В дни свадьбы вдовцов и вдов (если оба вступали в брак уже не в первый раз) ритуал максимально упрощался.
В дни свадьбы княжеской или царской четы, конюший (придворный чин, в ведении которого находились все царские табуны, а с XVI века и царская Дума) должен был охранять молодых от сглаза и всякого колдовства.
Вплоть до начала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на магических архетипах.
Оказывается, молчание жениха и невесты в дни свадьбы и отказ от еды во время праздничного пира не было следствием излишней скромности молодых, а лишь означало их твердое намерение уберечься с помощью такого воздержания от порчи и злых духов.